УДК 004.4

Опыт применения e - learning технологий в образовательном процессе ВУЗа

С.А.  Горисев, О.Б. Лобаннко, В.В. Решетникова, С.Л. Решетникова, О.В. Ситникова

Томский политехнический университет

E-mail: oksana_sitnikova@mail.ru

Описан подход к организации процесса электронного обучения на базе Learning Management System – Blackboard ( WebCT ). Даны рекомендации по использованию инструментария Blackboard ( WebCT ).

Сегодня немногие будут оспаривать тот факт, что электронное обучение ( e - learning ) в образовательной среде отечественной высшей школы завоевывает все большую популярность. Покоряют его гибкость, доступность, эффективность восприятия. ВУЗы, оценивая преимущества, которые обеспечивают технологии e - l earning, начинают практиковать методы электронного обучения не только для организации подготовки студентов-заочников, но и в очном учебном процессе.

Традиционно в вопросах электронного обучения большее внимание уделяется техническим/технологическим аспектам, однако, не учитывается тот факт, что именно качество контента (содержания), эффективное планирование и организация ресурсов для электронного обучения определяют - успешный или неудачный будет результат.

Для организации дистанционного процесса обучения не достаточно просто разместить теоретический материал по предмету и предоставить доступ обучающегося к нему. Весь процесс обучения на курсе должен быть тщательно продуман, спланирован, описан и в максимально доступной форме доведен до сведения студента. В системе Blackboard ( BB ) имеется набор инструментов, которые дают возможность преподавателю сделать это.

Для того чтобы задать пользователю некоторую траекторию движения на курсе необходимо предусмотреть использование следующих организационных инструментов: Совет дня , Календарь , Программа курса , Расписание курса .

•  Совет дня – краткий комментарий с чего необходимо начать работу. Открывается инструмент в новом окне при первом вхождении пользователя.

z1

Рис. 1. Инструмент Совет дня

•  Календарь – пошаговые инструкции, привязанные к датам календаря.

z2

Рис. 2. Инструмент Календарь

•  Расписание курса – графическое представление всей траектории обучения на курсе. Представляет собой, таблицу с точными указаниями временных рамок изучения разделов теоретического материала, выполнения заданий и тестов, on - line консультаций и т.д.

q3

Рис. 3. Расписание курса

•  Программа курса – справочная информация о курсе. Может содержать разделы: цели курса, аннотация курса, рейтинг-план, общие инструкции по работе с курсом, рекомендуемая литература и т.д.

q4

Рис.4. Инструмент Программа курса

Большую поддержку в процессе обучения человеку, дистанционно удаленному от учебного заведения, оказывает его общение с преподавателем, коллегами по учебе. Только наличие таких коммуникативных отношений позволяет преподавателям оперативно отвечать на вопросы учащихся, узнавать о трудностях в их обучении и оказывать немедленную помощь.

В среде BB к нашим услугам предоставлены, как возможности синхронной связи (связи в режиме реального времени) – это инструменты Чат и Графический чат, так и возможности асинхронной связи – это инструменты Почта, Дискуссии. Эти инструменты коммуникации ‑ стандартные сервисы Интернет и их использование в процессе электронного обучения является объективной необходимостью.

При планировании дистанционного курса сессии связи в Чате или Графическом чате должны быть заранее запланированы и прописаны в организационных инструментах – Программа курса, Расписание курса, Календарь. О внеплановых сессиях связи можно сообщать при помощи инструмента Почта или Совет дня. Необходимо отметить, что синхронные средства связи незаменимые инструменты для проведения семинарских занятий.

Теоретический материал для e - learning априори не может быть подготовлен как слепок с традиционного курса, читаемого на лекциях в аудиториях. Такой курс с самого начала будет обречен на неудачу. Весь учебный материал, предназначенный для электронного обучения, должен быть разбит на несколько, по возможности автономных, модулей. Каждый модуль, в свою очередь, «нарезан» на более мелкие модули – учебные единицы (темы, блоки и т.д.). Каждая учебная единица должна сопровождаться тестирующими материалами. Инструменты для реализации данной методологии обучения – Самотестирование , Тесты и Задания, также представлены в среде BB .

•  Самотестирование – инструмент для проверки собственных знаний. Реакция на ответ при тестировании происходит в режиме реального времени, а результат тестирования доступен только обучающемуся, но не преподавателю.

q5

Рис. 5. Инструмент Самотестирование

•  Тесты – инструмент оценки знаний, по результатам использования которого собирается статистика прохождения теста, доступная преподавателю для просмотра, анализа и редактирования.

q6

Рис. 6. Инструмент Тесты

•  Задания – инструмент, представляющий собой совокупность «домашних заданий», каждое из которых выполняется студентом индивидуально по мере прохождения материала и отправляется на проверку преподавателю.

q7

Рис. 7. Инструмент Задания

Описанные контролирующие инструменты требуют постоянного внимания со стороны преподавателя или инструктора курса. Например, для классификации пользователей по уровню подготовки и восприимчивости к обучению, или для выявления разрешающей способности вопросов в тесте.

Статистика, собираемая по тестам в системе BB , позволяет:

•  После проведения тестирования обучающихся выделить две группы

•  слабую –25% протестированных из числа получивших самые низкие оценки;

•  сильную – 25% протестированных из числа получивших наиболее высокие оценки.

•  Для каждого вопроса, входящего в проверенный тест, выполнить процедуру определения коэффициента дискриминантности вопроса. Вычисление разности, выраженной в десятичных дробях, между процентом обучаемых из сильной группы, правильно ответивших на вопрос и процентом обучаемых из слабой группы, правильно ответивших на вопрос.

q8

Рис. 8. Статистика выполнения теста

Вопросы с высокими положительными значениями коэффициента дискриминантности очень полезны, так как позволяют отличить сильного ученика от менее подготовленного. И наоборот, вопросы, обладающие низкой дискриминантностью, практически неинформативны, в качестве контролирующего инструмента.

Использование инструментов BB по сбору статистики, как тестирования, так и посещаемости пользователей позволяет предусмотреть различные маршруты прохождения курса для разнообразных категорий обучаемых. В любой группе пользователей всегда найдутся свои лидеры (легко и быстро усваивающие материал) и аутсайдеры (пропускающие занятия, не выполняющие во время задания) и для каждого из них может быть предусмотрен индивидуальный подход, без больших временных затрат со стороны преподавателя.

q9

Рис. 9. Статистика посещаемости

q10

Рис. 10. Статистика по контролирующим материалам курса

Электронное обучение – это в большей степени процесс самообучения всего лишь при поддержке сопровождении со стороны преподавателя. Следовательно, необходимо сделать этот процесс как можно более понятным, простым, логически выстроенным, доступным и интересным для обучающегося. Достичь этого можно при хорошем качестве и грамотной организации учебных материалов курса. Необходимо помнить, что подход к организации электронных образовательных ресурсов должен быть системным и опираться на принципы педагогического дизайна. Это позволит выстроить единую систему из целей обучения, учебного материала и инструментов, необходимых для получения и усвоения знаний пользователем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Горисев С.А., Котов С.О., Ситникова О.В. Корпоративный e - learning в ВУЗе // Интернет и Я. – 2008. – № 9-10(113). – С. 24–28