Первый трамвай в Томске: материалы из фонда НТБ

История томского трамвая необычайно интересна, хотя начало было не оптимистичным.
К проектированию и строительству трамвая имели прямое отношение томские политехники. Первый директор ТТИ (ныне ТПУ) профессор Е.Л. Зубашев, несмотря на большую занятость на основной работе, участвовал в работе специальной комиссии по городскому трамваю. В этой комиссии активно работали и другие ученые из ТТИ: А.Я. Милович, П.А. Микулин, С.А. Жбиковский, а также городской инженер Н.Я. Горшенов. Комиссия, меняя свой статус, просуществовала вплоть до 1917 г.


Зубашев, Ефим Лукьянович. Совещания по железнодорожному строительству в Западной Сибири : [оттиск статьи] / Е. Л. Зубашев. — Томск: Паровая типография Н. И. Орловой, 1910. — 10 с.. — Известия Томского городского общественного управления; № 23-26, 1910 год.



В 1944 г. приступили к реальному проектированию трамвая. Энергетическую часть проекта выполнил доцент-политехник Е.М. Пухов. Он же (в числе других разработчиков) и защищал проект томского трамвая 3 июля 1944 г. в Народном комиссариате коммунального хозяйства в Москве.


Пухов, Евгений Михайлович. Параметры рудничной электровозной откатки. (Троллейной) : диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук / Е. М. Пухов; Томский индустриальный институт (ТИИ). — Томск: [Б.и.], 1939. — 94 л.: ил.

Запуск трамвая стал большим событием. Раньше Томска, после Великой Отечественной войны, пошел на такой серьезный шаг только Барнаул. Но соседям-сибирякам достались старые вагоны, а Томску повезло получить новые.

Первые рейсы трамвая

Городские власти Томска решили приурочить запуск первого трамвая к празднику 7 ноября, и в 1948 году было заявлено, что в этот день транспорт начнет свою работу. Но к нужной дате трамваи в город не пришли, был доставлен только один поезд, отработавший свой срок и уже списанный. Это был состав из моторного вагона модели «Х» и прицепного модели «М». Вагоны были изготовлены на заводе имени М.С. Кирова в Усть-Катаве (Челябинская область). Они были подарены новосибирцами и прибыли в Томск по железной дороге в октябре 1948 г.
К сожалению, старт томского трамвая был неудачным. Вагоны сходили с рельсов, а бригада строителей трамвая снова и снова устанавливала их на место. Поворотное кольцо на привокзальной площади железнодорожной станции «Томск-1» трамвай преодолеть не смог, и до площади Батенькова – конечному пункту первой очереди трамвайного пути, – пришлось ехать задним ходом. Приемная комиссия выявила много ошибок и недоработок, на исправление которых ушло несколько месяцев.

ост. Батенькова

Регулярное движение трамваев было открыто только с начала мая 1949 г. В этом же году из Усть-Катава Челябинской области прибыли 10 новых вагонов – 5 моторных (КТМ-1) и 5 прицепных (КТП-1). Они и открыли эру пассажирских регулярных перевозок от «Томска-1» до площади Батенькова.
На этот раз все прошло по плану: 25 апреля началась обкатка линий, официально перевозку пассажиров объявили с 1-го мая, но в томском трамвайном депо открытие принято отмечать 28 апреля.

В НТБ ТПУ хранятся труды ученых ТПИ, которые принимали непосредственное участие в проектировании и строительстве трамваев. С этими работами вы можете познакомится, лично посетив отдел редких книг и книжных памятников (ауд. 315 с 9.00 по 17.00.)


Горшенов, Николай Яковлевич. Трамвайное, автомобильное или иное сообщение выгоднее для города Томска в настоящее время? / Н. Я. Горшенов. — Томск: Типо-литография Сибирского Т-ва Печатного Дела, 1910. — 16 с.: 10х16,5. — Напечатано гражданским шрифтом.

Добавить комментарий